учитель- логопед Пичугина Е.Е.
Сценарий шашечного турнира
МДОУ №3 "Теремок"
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Соколова Татьяна Сергеевна –
инструктор по Физо МБДОУ № 40 г.Гусь-Хрустальный
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Обучение движениям осуществляется в соответствии с
закономерностями формирования двигательных умений и навыков.
Они условно представляют
собой последовательный переход от знаний и представлений о
действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.
При формировании двигательного действия возникает первоначальное
двигательное умение. Оно представляет собой действие,
не доведённое до автоматизации.
Двигательный навык – одна из форм двигательный действий ребёнка.
На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное
двигательное действие, научается практическим способам и приёмам его
применения. В результате неоднократного повторения двигательное
умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
Таким образом, двигательный навык – автоматизированная форма
приобретённого двигательного умения. Навык возникает на основе умения и
вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений.
Под воздействием двигательных действий организм делается более
сильным, выносливым, ловким, искусным (свойство – упражняемость).
Повторение двигательных упражнений необходимо для того, чтобы
приспособиться даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки
или самой двигательной задачи.
Значение формирования двигательных навыков у ребёнка огромно.
Двигательные навыки предоставляют ребёнку возможность выполнять движения
с наименьшей затратой энергии и с наибольшим эффектом, обеспечивают
рациональное использование двигательных способностей.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Формирования двигательного навыка проходит три стадии,
отражающие физиологические закономерности:
1. – иррадиация - короткая. Она направлена на формирование
первоначального умения. Характерно – ребёнок испытывает неуверенность: у
него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в
пространстве и во времени, напряжённость мускулатуры.
2. – специализация – более продолжительна по
времени. Она характеризуется повторяемостью движения; при этом
правильность выполнения разучиваемого движения постепенно повышается.
Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и системы в целом.
Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно.
Ребёнок то легко и свободно выполняет двигательное действие, то по
происшествии времени – выполняет движение так, как будто знакомится с ним.
Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений
(образуется динамический стереотип).
3. – стабилизация навыка, уточнение
динамического стереотипа. Движения ребёнка становятся экономичными,
свободными, точными и раскованными. Он осознаёт двигательную задачу,
творчески использует (варьирует) движение в других ситуациях – игровых и
жизненных.
На процесс овладения сложными
двигательными актами могут оказать влияние врождённые автоматизмы. Это
необходимо учитывать при подборе последовательности обучения.
При обучении большое значение имеет осознанное и эмоциональное отношение
ребёнка к движению. Обучая движению, у него создают эмоционально положительное
отношение к нему, стремятся заинтересовать выполнением движений, вызвать желание
качественно и осознанно выполнить его. Во время обучения движению ребёнка
ничего не должно отвлекать.
Музыки оказывает благотворное влияние на повышение качества выполнения
движений. Она способствует их выразительности, пластичности, грациозности,
красоте, чёткости и координации. У ребёнка развивается умение передавать
характер движения, двигательные действия совершенствуются, становятся более
свободными, мягкими, непринуждёнными.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
2. – углублённое разучивание
3. – закрепление и совершенствование двигательного действия
- Начальное разучивание.Правильное, безукоризненный, чёткий показ образца. Подетальный показ выполнения движения в более медленном темпе с пояснением последовательности всех элементов, составляющих движение. Практическое выполнение движения в целом – дети самостоятельно воспроизводят действие, слушая указания, т.е. проверяют практически сложившийся у них образ движения.2. Углублённое разучиваниеНа этом этапе задача педагога заключается в том, чтобы уточнить правильность техники выполнения деталей разучиваемого действия, постепенно исправить имеющие ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом.3. Закрепление и совершенствование двигательного действия.На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы закрепить и совершенствовать приобретённый ранее навык владения техникой двигательного действия, стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения и создать возможность его применения в играх и в жизни. Воспитатель использует творческие задания: внесение изменения в известное упражнение, или комбинация знакомых элементов – создание нового, или придумывание своего оригинального упражнения.ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – ПРОЯВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКАПсихофизические качества включают в себя такие понятия, как – сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.Быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Для развития скоростных качеств используем бег в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп, бег из усложнённых стартовых положений.Развитие силы – необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путём мышечных усилий. Развитие силы придаёт ускорение массе тела и различным применяемым снарядам. Поэтому общеразвивающие упражнения направлены на постепенное развитие силы. Упражнения подбираются с учётом возможностей опорно-двигательного аппарата ребёнка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребёнка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки(бег, метание, прыжки).Выносливость – способность организма выполнять мышечную работу небольшой 50% максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности на данный момент. Лучшие средства для развития выносливости – это циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках, на велосипеде и т.д .Достоинствами этих движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.Гибкость – это способность выполнять движение с максимальной амплитудой. Гибкость придаёт движениям грациозность, изящность, пластичность, выразительность. Для развития гибк5ости необходимо выполнять ежедневно упражнения на растягивание («стрейчинговые» движения при чередовании упражнений на силу и гибкость не допускать преобладания одного вида упражнений над другим.Ловкость – это способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей. Для тренировки ловкости: использование упражнений с необычными и.п.; зеркальное выполнение движений; изменение скорости и темпа движений; варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнения; усложнение упражнений дополнительными движениями.ПРАВИЛА:ПОМОГИ, НО НЕ НАВРЕДИЗАИНТЕРЕСУЙ, НО НЕ НАСТАИВАЙКАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИНДИВИДУАЛЕН
Комментариев нет:
Отправить комментарий